Главная » Статьи » Cтатьи о ЖКХ

Быть или не быть ТСЖ членами СРО?
В настоящее время в   Государственной Думе РФ проходит обсуждение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (Саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами)».
      Некоторые депутаты считают, что в  саморегулируемые организации (СРО) в обязательном порядке должны входить не только управляющие компании, но и товарищества собственников жилья (ТСЖ), и жилищные кооперативы. Другие, наоборот, считают, что ТСЖ  не должны быть членами СРО. Настало время рассмотреть вопрос о ТСЖ, как о способе управления  многоквартирными домами.
       Решение  внести  поправки  в  Жилищный Кодекс  об  исключении  ТСЖ  из возможных способов  управления  многоквартирными домами  (МКД) назрело  и,   как показывает анализ их деятельности, будет способствовать  повышению эффективности  управления. Уже сейчас многие из них, поняв, что не могут в полном объёме выполнять функции управления МКД, нанимают управляющую организацию. Тем самым они сами отказываются от основной уставной цели -  управление МКД и выполняют только контрольные функции. Точно такие же функции сейчас выполняют и Советы МКД. Управление и контроль - это не одно  и то же. Следовательно, в данном случае о членстве в СРО не может быть и речи.
         К массовому образованию ТСЖ привело не стремление жителей к эффективной эксплуатации жилья с целью его сохранения (это отошло на последнее  место), а к уменьшению платежей  на содержание общего имущества МКД. Важную роль при этом сыграло стремление попасть в списки домов на капитальный ремонт по 185 Федеральному Закону. Для получения финансовых средств из федерального бюджета муниципальные власти всячески это поощряли. Образовалось множество ТСЖ, существующих только на бумаге.
        В результате МКД, как правило, стали управлять люди, Председатели Правления, члены Правления, которые не имеют знаний и опыта не только по управлению имуществом, людьми, но и не знают устройство технических систем дома и правил их эксплуатации. В большинстве случаев это люди пенсионного возраста. Их этому никто не обучал и как показывает практика, они к этому не стремятся. Всем в подвале дома «заправляет» сантехник, электрик. Хорошо, если они имеют профессиональное образование. Обычно это простые люди, научившиеся держать в руках ключ и паяльник. На ту зарплату, которую предлагают, трудно найти специалиста.
        ТСЖ -  общественная организация. Не все собственники квартир являются его членами. Согласно ЖК РФ п.6 ст.155  и  п.6 Правил предоставления коммунальных услуг  (Постановление Правительства РФ №354),  ТСЖ должно заключить с ними договор управления общим имуществом МКД и договор на предоставление коммунальных услуг. По отношению к этим собственникам ТСЖ  выступает  как  Управляющая организация. Следовательно, если будут приняты Государственной Думой РФ поправки в ЖК  о вступлении Управляющих организаций в СРО, то и ТСЖ в данном случае обязано будет вступить в СРО. Права собственников, общее имущество дома которых передано в управление Управляющей организации, и права собственников, по отношению к которым функции управляющей организации выполняет ТСЖ, должны быть равны. Вступление в СРО не является самоцелью. Цель вступления в СРО – повышение ответственности организаций, занимающихся управлением МКД перед собственниками, улучшение качества предоставления коммунальных услуг. Дискриминация прав собственников в зависимости от способа управления общим имуществом дома недопустима.
        ТСЖ при вступлении в СРО обязано будет уплатить членский взнос.
На членов ТСЖ ляжет дополнительная финансовая нагрузка. Нет никаких гарантий, что они с этим согласятся, и не выйдут из товарищества. В результате ТСЖ будет вынуждено ликвидироваться.
         В п.9 ст.161  ЖК РФ  в непосредственный способ управления МКД были внесены поправки. Теперь при количестве в доме квартир более 12 собственники обязаны привлечь к обслуживанию управляющую организацию. ТСЖ  также  непосредственно управляют  МКД, только  собственники  выступают здесь в качестве юридического лица, их знания и опыт по управлению МКД мало чем отличаются от знаний и опыта собственников, выбравших непосредственный способ управления МКД без образования юридического лица. Тогда логично обязать и ТСЖ привлекать управляющую организацию для обслуживания МКД, оставив ему только контрольные функции.
       Таким сложным имуществом, как имущество многоквартирных домов, должны управлять профессионалы под строгим контролем Жилищных инспекций. Органы местного самоуправления не на бумаге, а реально должны организовать обучение специалистов по управлению МКД, с выдачей соответствующего документа.
          Общественная организация не должна заниматься управлением общим имуществом МКД,  ей надо оставить только контрольные функции. Это хорошо впишется в концепцию нового закона об общественном контроле в сфере ЖКХ. Тогда вопрос о вхождении её в СРО отпадёт сам собой.

 
                                               Председатель Совета
                                 Регионального  общественного  движения
                                «Патриот» в защиту прав граждан в сфере
                                          жилищно-коммунальных услуг
                                                    В. Бабичев
Категория: Cтатьи о ЖКХ | Добавил: infocentergkh (24.09.2012)
Просмотров: 1406 | Рейтинг: 1.0/1





Счетчик PR-CY.Rank
Проверка PR и ТИЦ